Прокачай свое резюме

О том, как составить резюме, продающее соискателя, написано невероятно количество статей в интернете, книг, а также организовано и проведено много онлайн и оффлайн мероприятий. Почему же тема создания CV, не смотря на обилие информации, вызывает живой, неподдельный интерес у соискателей всех уровней: от секретаря на reception с полугодовым опытом до топ-менеджера транснациональной компании, и почему резюме-райтеры будут обеспечены работой на долгие годы?

Отвечу, перечислив причины, по которым соискатели обращаются ко мне, как к резюме – райтеру.

 

  1. «Информация о том, как писать резюме везде разная. Чему верить?»
  2. «Я знаю, как делать, сделал, мне не нравится, понимаю, что моему резюме чего-то не хватает, не хочу откликаться на вакансии с «полуфабрикатом»
  3. «Написал, а отклика нет/отклик минимален/приглашают на неинтересные вакансии»
  4. «Знаю как надо составлять резюме, но сесть писать не могу, включается сопротивление»
  5. «Отлично продаю себя на собеседованиях, но письменное выражение мыслей – не моё»
  6. «Стричь должен парикмахер, хотя я и сам могу постричься. Решил не испытывать судьбу...».


Перечисляя данные пункты, я говорю о кандидатах уровня middle и топ.

Какова конечная цель резюме как документа? Сделать так, чтобы взяв его в руки, представитель работодателя мысленно произнес:
«Имеет смысл пригласить на интервью владельца резюме, потому что:
 

  1. Мне ясно, что соискатель знает и умеет (прозрачно описаны ключевые компетенции)
  2. Мне ясно, какие задачи стояли перед соискателем (четко, понятно, без двояких смыслов описан функционал)
  3. Мне ясно, чего соискатель достиг в процессе работы (описаны достижения)

А следовательно, я понимаю, что данный соискатель сможет эффективно решить задачи нашей компании»

Безусловно, соискателю на интервью еще предстоит доказать, что он не просто может решать задачи компании, но и хочет это делать, а также хочет двигаться вместе с компанией вперед (нацелен на длительное сотрудничество) и впишется в корпоративную культуру.

Таким образом. Сильное резюме, это резюме, в котором:
 

  1. Отображены ключевые компетенции соискателя;
  2. Четко, прозрачно, без неоднозначных трактовок описан функционал;
  3. Указаны результаты работы. Речь идет о разделе «достижения».
  4. Важный пункт. Резюме оформлено эстетически безупречно. Текст адекватно распределен по листу. Для того, чтобы прочесть резюме не нужна лупа. Иногда соискатели впадают в другую крайность: текст «размазан», от этого объем CV зашкаливает.


Совсем недавно ко мне попало резюме, читать которое было крайне тяжело. Убористым шрифтом размера 8 топ «втиснул» свой более чем 20-летний опыт на 1 лист, и все сдобрил разноцветными шрифтами: красный, синий, черный.

Безусловно, имеет смысл расставить смысловые акценты в резюме. Но лучше не использовать для этого шрифты цветов радуги. Можно выделить жирным шрифтом важные статистические данные или скиллы. Ориентируйтесь на описание вакансии (job-describtion) и на собственные пожелания.

Таким образом появляется очень важный 5-ый пункт, делающий слабое резюме сильным. Информация в резюме должна быть релевантной, т.е. актуально соответствующей: вашему опыту, пожеланиям к будущей работе, и вакансии, на которую откликаетесь.

Представим, что я-соискатель, рассматривающий вакансии Marketing Director. Рассуждаю так: «Ах, вы хотите Директора по маркетингу с 10 летним опытом в холдинговой структуре? Он у меня есть и еще какой! Тогда фразой, следующей за «родился-телефон-мейл-цель» будет «Опыт работы более 15 лет в компаниях численностью до 10 000 человек, в том числе в холдинговых структурах». Сразу обозначаю точку соприкосновения.

Когда HR-директор, рассматривающий позиции HRD с уклоном в обучение и развитие персонала (T&D) подробно описывает в резюме как «победил» ГИТ и прочие заслуги в направлении кадрового администрирования, а о том, что разрабатывал тренинги с нуля и ставил в организации систему дистанционного обучения для 120 филиалов по территории РФ не пишет почти ничего, возникает вопрос, какие вакансии будут предлагать данному HRD? Скорее всего, с большим акцентом на кадровое администрирование, а не на T&D. Принцип релевантности нарушен - работодатель «считал» с резюме не ту информацию.

Если театр начинается с вешалки, то резюме начинается с ключевых компетенций (после ФИО, контактных данных и цели, разумеется). Ключевые компетенции – это визитная карточка резюме, эдакое «коротко о главном».

Раздел «ключевые компетенции» вызывает самое большое количество вопросов. Соискатели не до конца понимают, что такое компетенции. Непониманию способствуют размытые и/или разнящиеся по смыслу определения.

Если обобщить, то компетенции – это совокупность знаний, навыков и личных качеств, позволяющих решать профессиональные задачи на позиции.

Если я HR-generalist, то логично будет смотреться в блоке «ключевые компетенции», например, такая информация «постановка системы обучения и развития персонала с нуля (навык), стратегическое мышление (качество), отличное знание трудового законодательства РФ (слово «знание» говорит само за себя);

У представителей нанимающей стороны может быть разный уровень подготовки. Кто-то глубоко понимает отрасль и суть работы искомого специалиста, а кто-то, как поисковая машина работного сайта, ищет знакомые слова. Это не плохо и не хорошо, это данность. Надо быть готовым удовлетворить и «взыскательного читателя» и совсем юного ресечера.

Теперь о функционале. Наблюдаю 2 крайности даже у очень продвинутых соискателей: либо функции – шифровки, когда формулировки выполняемых обязанностей настолько обтекаемые, что совершенно не понятна суть работы. Или обязанности – краткий пересказ «Войны и мира», очень длинно и плохо воспринимаемо.

Я за здравую конкретику. Представим ситуацию – подбор на позицию «Директор по продажам». На столе у работодателя лежит резюме 3-х директоров по продажам, похожих как братья – близнецы. Все как один «анализировали деятельность конкурентов», «выполняли планы продаж» и «набирали команду».

Один топ - мог руководить командой из 5 человек, а другой – из 50. У одного «настройка» продаж осуществлялась по территории РФ и в странах СНГ, а у другого только ЦФО. А третий работал с Китаем и вкусил все прелести организации сбыта за рубеж, но почему-то не написал об этом. Редкий работодатель обладает экстрасенсорными способностями. Игры в угадайку раздражают нанимающую сторону равно, как и раздутые излишними подробностями функции. Что такое «излишние подробности»?

На примере функционала руководителя филиала. «Организация работы филиала с целью выполнения планов продаж, удержания лидирующей позиции на рынке строительных материалов в ЦФО, поддержания долгосрочных отношений с клиентами и снижению уровня текучести персонала» - это излишне подробно. Данной фразой соискатель хотел либо показать какие были KPI на позиции, либо продемонстрировать основные направления работы.

Для удобства восприятия рекомендую делить функционал на блоки – направления работы. И по каждому направлению раскрывать функции.

Если ваши результаты учитываются по KPI и эти KPI релевантны запросу работодателя, укажите их в резюме. Чтобы сработало: «Ага, он в деятельности фокусировался на том, что и для нас важно».

Переходим к достижениям. Когда я работаю над резюме, иногда заменяю раздел «достижения» на «ключевые результаты». На мой взгляд, чем выше уровень соискателя, тем уместнее говорить именно «о ключевых результатах».

Резюме без статистических данных не имеет смысла. По сути дела, сотрудник на любой позиции работает для того, чтобы помочь работодателю прямо или косвенно (как в случае поддерживающих подразделений), заработать деньги или сэкономить деньги.

Казалось бы, внедрение чего – либо – это достижение. Но, я всегда спрашиваю, а каков результат данного внедрения? Вот вы реализовали проект и что? Проект мог быть убыточным, или иным образом деструктивно повлиять на организацию. То, что директор по продажам внедрил систему KPI для своих продажников, само по себе ни о чем не говорит. Может, после ее внедрения продажники массово перешли к конкуренту, что негативно сказалось на выручке? А вот если после внедрения новой системы мотивации объем продаж вырос на 20%, вот это уже результат и полноценное достижение.

Напоминаю, информация по ключевым компетенциям, функционалу и достижениям, подается только с использованием маркированных списков.

Еще раз делаю акцент на релевантность! Никому не интересно, что 10 лет назад соискатель, рассматривающий вакансии «главный бухгалтер», закончил курсы 1С, версией которого уже никто не пользуется. Да-да, основное и дополнительное образование тоже должны быть релеванты вашей позиции.

P.S. Писала данную статью для блога Школы Карьерного Менеджмента

https://top-career.ru/make-your-resume-better

Ищете или планируете искать работу? Воспользуйтесь одной из моих услуг.